Цифровизация строительства: помогают ли принятые законы?

30.08.2023
Автор: Андрей Андреев
928
Поделиться материалом
Цифровые технологии уверенно входят во многие отрасли экономики и деятельность организаций в самых разнообразных сферах: от оказания услуг, применения «интернета вещей», разработки программного обеспечения и мобильных приложений до использования нейросетей и искусственного интеллекта. Преимущества внедрения цифровых инноваций в целом понятны.

Сегодня Правительство Российской Федерации продолжает активную работу по цифровизации строительства, необходимую для достижения стратегических целей и национальных задач. Этому вопросу уделено большое внимание в Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года с прогнозом до 2035 года (распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 N 3268-р).

В распоряжении Правительства РФ № 3883-р от 27.12.2021 в качестве цели основного стратегического направления обозначена цифровая трансформация строительной отрасли. Она базируется на решении трех задач:

  1. Повышение цифровой зрелости отрасли.

  2. Цифровая трансформация процессов и услуг.

  3. Внедрение информационных технологий на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства (ОКС).

Монтажная_область_1_копияинфографика уже.png


Реализация стратегии предполагает проведение комплекса мероприятий в два этапа: первый – с 2022 по 2024 год, второй – с 2025 по 2030 год (с ориентиром до 2035 года).

Также по указу Президента РФ № 203 от 09.05.2017 Правительство РФ разработало Программу «Цифровая экономика Российской Федерации» на период 2017–2030 годы.

Практически половина этого срока прошла, и хотелось бы задаться вопросом, а что происходит в строительстве с процессами цифровой трансформации и применением технологии информационного моделирования (ТИМ/BIM) сегодня?

Трудности внедрения новых технологий

Цифровая трансформация несет значительные выгоды для строительной отрасли. Но несмотря на это большинство компаний не могут изменить бизнес-процессы и внедрить новые технологии. Почему? Специалисты НИУ МГСУ  проанализировали ситуацию и в 2022 году представили отчет «Результаты исследования проблем внедрения технологий информационного моделирования в инвестиционно-строительных проектах российских компаний». Среди наиболее серьезных препятствий на пути внедрения и применения ТИМ выделены: 

  • неподготовленность органов власти, государственных учреждений, застройщиков, инвесторов и других контрагентов к взаимодействию с использованием информационной модели (ИМ);

  • нехватка кадров и отсутствие компетенций в области ТИМ, что отражается на определении наиболее актуальных мер государственной поддержки для достижения целей цифровой трансформации.

По-прежнему не решены вопросы инфраструктурного характера. Среди них — недостатки государственного регулирования, системы государственных стандартов и нормативной базы, разрозненность существующих информационных систем при реализации проектов с применением ТИМ.

Кроме того, внутренним барьером и существенным риском применения ТИМ остается сопротивление изменениям и приверженность традиционным методам проектирования и управления как со стороны рядовых сотрудников, так и со стороны собственников и менеджмента организаций.

Монтажная_область_2_копия_6инфографика уже.png

В статье мы основываемся на практическом опыте и результатах внедрения ТИМ во многих компаниях, рассматриваем и систематизируем сложности, с которыми приходилось сталкиваться при использовании цифровых технологий в строительстве. 

Если говорить о проблемах и трудностях, то самые распространенные из них следующие:

  • законодательные и нормативные,

  • технологические и технические,

  • экономические,

  • психологические. 

С учетом введенных ограничений и санкционного давления на РФ отдельно можно выделить и политические препятствия, но по этой теме уже достаточно много материалов, так что их рассматривать не будем. В этой части статьи мы подробно остановимся на существующих законодательных и нормативных трудностях.

Законодательные и нормативные проблемы

В сфере строительства для информационного моделирования приняты основные нормативные акты и стандарты: 

  • Федеральный закон № 190-ФЗ от 29.12.2004 «Градостроительный кодекс РФ»,

  • 8 постановлений и распоряжений Правительства РФ, 

  • 5 приказов Минстроя РФ, 

  • 17 ГОСТов,

  • 8 сводов правил.

Монтажная_область_2_копияинфографика.png

В марте 2023 года были внесены изменения в нормативно-правовую базу в связи с прекращением действия Постановления Правительства № 1431 от 15.09.2020 «Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов, а также о внесении изменений в пункт 6 Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (далее ПП № 1431). 

Минстрой России подготовил проект нового постановления взамен ПП № 1431. Проект находится на стадии межведомственного согласования в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1009 от 13.08.1997, а также направлен на рассмотрение в заинтересованные учреждения и организации для последующего общественного обсуждения. Все замечания и предложения, полученные по его результатам, будут рассматриваться в рамках заседаний экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства Госдумы РФ.

Минстрой сформировал нормативную и техническую базу, необходимую для управления жизненным циклом объекта с использованием технологий информационного моделирования:

Монтажная_область_2_копия_2инфографика.png

Кроме того, в Градостроительном кодексе (ГрК РФ т. 57.6, ред. от 03.02.2023) содержится Классификатор строительной информации (КСИ). Его использование является обязательным для формирования и ведения информационной модели в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ.

Минстрой РФ утвердил ряд XML-схем в качестве элемента информационной модели (ИМ) и требования к формату электронных документов для обмена между участниками градостроительной деятельности.

Уже в начале 2023 года возникли определенные противоречия с указанными требованиями об обязательности применения ИМ для объектов, подлежащих экспертизе на стадиях инженерных изысканий и проектирования, а с июля 2023 года — в строительстве и эксплуатации для участников строительной деятельности.

На практике получается, что именно застройщику/заказчику выпадает роль «законодателя» инвестиционно-строительного проекта (ИСП) по определению требований, регламентов, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель. Соответственно, формирование определенных подходов и правил взаимодействия, организация единой среды общих данных (СОД), вплоть до требований к форматам электронных документов для всех участников проекта, является одной из главных задач для заказчика на пути к достижению целей проекта. 

Практика Айбим
Мнение эксперта
На фоне многообразия форм собственности и количества участников градостроительной деятельности практически всегда заказчик самостоятельно определяет для конкретного проекта условия применения ТИМ и требования к формированию информационной модели и к организации совместной работы в среде общих данных (СОД). Все это ставит под сомнение определяющую роль Минстроя в данном процессе.

В пояснительной записке к проекту ПП № 1431 введены понятия «цифровой информационной модели» (ЦИМ) и «инженерной цифровой модели местности» (ИЦММ) и обозначена необходимость унифицировать положения по формированию и ведению информационных моделей. Но даже это вносит не ясность, а наоборот, разночтения в содержание действующих и разрабатываемых нормативно-технических документов (ГОСТов, СП) и законодательных актов. Поэтому при создании единой цифровой среды и информационной системы стандартов «Единая система информационного моделирования в строительстве» (ЕСИМ) необходимо уточнить понятия в терминологии и определениях.

Первоочередные проекты базовых стандартов (ГОСТ Р) системы ЕСИМ были размещены для публичного обсуждения в начале 2023 года. В их число вошли:

1) ГОСТ Р «Единая система информационного моделирования. Термины и определения».

2) ГОСТ Р «Единая система информационного моделирования. Принципы, цели и задачи».

3) ГОСТ Р «Единая система информационного моделирования. Жизненный цикл объекта моделирования и информационной модели. Общие положения».

В итоге должен быть сформирован целый ряд стандартов системы ЕСИМ, в который могут войти 19 ГОСТов. Эту работу начали еще в 2019 году.

Однако даже на уровне значимых участников профессионального сообщества возникают серьезные разногласия и противоречия. Неудивительно, что к вариантам предложенных проектов, вынесенных на публичное обсуждение, было получено около 1 000 замечаний.

Подобное нормотворчество лишь порождает когнитивный диссонанс в практике применения и внедрения инновационных технологий в организациях строительной отрасли: участники строительных проектов не понимают, в чем суть трансформации бизнес-процессов и как коммуницировать между собой.

Особенно это проявляется при разработке технических требований и заданий, корпоративных методологических, регламентирующих и технических документов на разных этапах внедрения ТИМ.

Не добавляют оптимизма и цели, которые ставит государственное регулирование в сфере ТИМ. В конечном счете все сводится только к необходимости предоставить документы, материалы и отчеты в машиночитаемых форматах, XML-схемах для ведения реестров и хранения в государственных информационных системах, которые обеспечивают градостроительную деятельность. 

Стратегия развития законодательной базы нуждается в комплексном подходе к совершенствованию нормативно-технического и правового регулирования в вопросах применения ТИМ. Для этого нужно сформировать целостную систему нормативных документов, устанавливающих единые требования к проектированию, строительству и эксплуатации объектов.

В техническом отчете НИУ МГСУ «Цифровизация строительной отрасли на всех этапах жизненного цикла ОКС» от 25.04.2022 описан целый ряд препятствий на пути к трансформации. В сфере правового регулирования выделена проблема многочисленности и многоуровневости нормативно-правовой базы. Это не только затрудняет коммуникацию участников процесса, но и усложняет его цифровизацию и систематизацию.

Практика Айбим
При этом отмечается активное применение ТИМ в проектировании зданий и сооружений, хотя общий уровень внедрения инноваций в строительстве остается крайне низким. Это можно объяснить, во-первых, большим количеством участников, задействованных в проектах, а во-вторых, многообразием согласований и проверок с бумажным документооборотом, который сложно поддается автоматизации на этапе строительства.

Закон устанавливает обязательный перечень сведений, документов и материалов для выполнения всех строительно-монтажных работ (СМР). После их планового завершения орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии (ЗОС) объекта требованиям проектной документации и технических регламентов, в том числе требованиям энергетической эффективности. Заключение необходимо для дальнейшего ввода здания в эксплуатацию.

Рассмотрим один из обязательных документов для строительства – свод правил СП 48.13330.2019 «Организация строительства». В нем для участников строительства определены:

СП 48.13330.2019 Организация строительства-04

Несмотря на нововведения, направленные на необходимость применения ТИМ и использование ЦИМ, основные требования указанного СП 48.13330.2019 остаются неизменными, а их исполнение является обязательным:

Настоящий свод правил разработан в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ  «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и других технических регламентов.

Однако в тексте действующей редакции указанного 384-ФЗ (в ред. от 02.02.2013) отсутствуют определения «информационное моделирование», «информационная модель», «цифровая модель» и т.п.

В Госдуму внесен законопроект «О внесении изменений в ФЗ-384 „Технический регламент о безопасности зданий и сооружений“».

Практика Айбим
По мнению авторов законопроекта, устаревший (действующий) регламент не соответствует современному техническому уровню, сдерживает инновационные процессы в строительстве, создает неоправданные административные и технические барьеры для всех участников проекта, а следовательно, препятствует скорейшему внедрению в строительство новых технологий. При этом и в новой редакции регламента отсутствуют понятия и порядок применения новых технологий.

В этой связи следует обратить внимание и на переход от предписывающего к параметрическому методу нормирования, который должен обеспечивать максимально быстрое внедрение инноваций при гарантированном соблюдении безопасности технических решений, а также внедрение реестрового принципа разработки технических требований в сфере строительства.

Параметрический метод нормирования – метод установления нормативных требований, при котором установление обязательных требований применяется только к эксплуатационным (функциональным) характеристикам объекта технического регулирования, в том числе к количественным параметрам, вне зависимости от его конструкции и исполнения. При этом способы достижения этих требований устанавливаются на добровольной основе с возможностью применения иных способов (подходов) на альтернативной основе. 

В новой редакции Технического регламента указано, что застройщик (заказчик) вправе самостоятельно определять, какие из стандартов, сводов правил, требований и подходов он будет применять при проектировании (включая инженерные изыскания), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и сносе здания. Поэтому строительные организации стремятся выполнить только обязательные требования, чтобы снизить регуляторную нагрузку, обеспечить экономию бюджетов, минимизировать затраты и свою себестоимость при производстве СМР.

При этом в действующих законодательных, нормативно-технических и регламентирующих документах используются слова «в случае»,  «в том, числе»,  «в части»,  «при необходимости»,  «если»,  «и/или»,  «возможности», что всех только запутывает. Участники проекта не чувствуют, что в кратчайшие сроки будут созданы механизмы нормативно-правового регулирования и условия для использования ТИМ в строительстве. Кроме того, отсутствие ясности мешает активному взаимодействию в единой цифровой среде.

В последнее время федеральные и региональные власти уделяют большое внимание государственному регулированию в строительной отрасли, принимая большое количество законов и нормативных документов, что по их мнению позволит значительно улучшить деловую среду в строительстве и повысить эффективность работы стройкомплекса в целом. 

Практика Айбим
В реальности строители категорически не принимают такую активность и заботу властей: огромное количество регулярно меняющихся документов их только путает. И сегодня уже требуется определенный мораторий на постоянные изменения законодательной и нормативной базы в строительстве. Компании настоятельно просят оставить в покое градостроительное законодательство и дать им поработать спокойно.


Читайте также статью Цифровизация строительства — волшебная таблетка или головная боль?

Далее мы расскажем о технологических и технических, экономических, а также психологических проблемах при внедрении ТИМ.

Глоссарий по терминам в статье (в другом контексте значения могут отличаться):

  • ОКС (здесь) — объект капитального строительства.

  • BIM/ТИМ (англ. Building Information Modelling) — технология информационного моделирования.

  • ИСПинвестиционно-строительный проект.

  • ЕСИМ — Единая система стандартов информационного моделирования в строительстве.

  • СМР – строительно-монтажные работы.
Читайте следующую статью Цифровизация строительства: от софта к психологии
Андрей Андреев
Главный инженер-технолог строительства
Автор статьи

Вас могут заинтересовать статьи и видео

Содержание: