BIM-технологии в инфраструктуре

24.07.2020
Автор: Айбим
411
Поделиться материалом

Опыт ГК «Автобан» по применению BIM на всех стадиях жизненного цикла линейного объекта

«С помощью информационного моделирования мы сможем повысить прозрачность процессов, оперативность принятия решений и контроля, усилить эффективность использования ресурсов и повысить рентабельность».
Юлия Штрек, директор по экономике и финансам, руководитель направления цифровизации ГК «Автобан»

Анастасия Машковская
Руководитель проектов
Мнение эксперта
Особенно выгоден BIM для проектов, реализуемых на основе концессионных соглашений, где генпроектировщик обслуживает все этапы жизненного цикла объекта

Строительно-инвестиционный холдинг «Автобан» — одна из трех крупнейших дорожно-строительных компаний России с долей рынка 9,2%, один из ключевых подрядчиков Федерального Дорожного Агентства и Госкомпании «Автодор». На объектах выступает в роли генподрядчика и концессионера, инвестируя собственные и привлеченные средства, и предоставляет полный комплекс инжиниринговых и строительных услуг. Среди проектов «Автобан» — строительство и реконструкция федеральных трас М3 «Украина», М4 «Дон», М5 «Урал», М7 «Волга», М8 «Холмогоры», М11 «Нева», ЦКАД-3 и ЦКАД-4.

ЦКАД-4 один из ключевых проектов холдинга. Строительные работы начались в 2019 году, на сегодняшний день на объекте более 740 рабочих и почти 1300 единиц дорожно-строительной техники и более 740 дорожных рабочих и специалистов.

Особенно интересен проект и тем, что здесь «Автобан» впервые применил редкую для линейных объектов BIM-технологию. Совместно с компанией Айбим «Автобан» разработал единую информационную модель объекта, включающую модели местности, модели линейных участков, инженерных коммуникаций, земельных участков, искусственных сооружений, инженерных сетей. Для создания BIM-модели компания использовала продукты из AEC-коллекции Autodesk — AutoCAD, Autodesk Revit, Autodesk Civil 3D, Autodesk InfraWorks и Autodesk Navisworks.

BIM-информация для строительства

«Автобан» изначально планировал использовать BIM-модель как строительную, поэтому выполнял ее в соответствии с контрактной ведомостью, в высокой детализации. Это позволило облегчить учет работ и скоординировать управленческую отчетность. Разбивка модели была сделана и по конструктивным элементам, и по пикетам (деление по 100 метров всех элементов на всем протяжении линейного объекта). В частности, модель линейного объекта включала в себя конструктивные элементы земляного полотна, слои дорожной одежды, водоотводные сооружения, элементы обустройства и другие значимые элементы. Каждому из этих элементов задавались свойства и кодировки, которые позволили интегрировать модель с системами обмена информацией, чтобы в дальнейшем считать объемы, привязывать к ней календарно-сетевой график строительства, график работы строительной техники. Свойства и кодировки задавались не только линейным участкам объекта, но и мостам, эстакадам, путепроводам и другим искусственным сооружениям на ЦКАД-4.

Интеграция модели в среду с InfraWorks

Работа над информационной моделью началась с создания инфраструктурной подложки в Autodesk InfraWorks. Требовалось поместить модель в естественную среду, сориентировать ее относительно существующих объектов, автомобильных дорог, некоторые из которых планировалось реконструировать.

Алексей Пелипенко
Директор по стратегическим проектам Айбим
Мнение эксперта
Главное преимущество InfraWorks в том, что он интегрируется с Bing-картами и позволяет быстро создать подложку на их основе. Это простой в использовании инструмент с широким функционалом. Так, у нас ушло не больше часа на генерацию первичной модели. А затем еще 2-3 дня на добавление в модель других 3D-объектов, в том числе искусственных сооружений, выполненных в Autodesk Revit

Искусственные сооружения в Revit

В Autodesk Revit были выполнены мосты, переходы, лестницы, сходы с мостов, водопропускные трубы, съезды и эстакады. Алексей Пелипенко отмечает следующие преимущества продукта для работы с искусственными сооружениями в рамках единого BIM-процесса:

  • Возможность быстро назначать элементам BIM-объектов атрибутивную информацию — тип работ, номер пикета и так далее. Для этого нужно всего лишь выделить элемент или группу и ввести для них необходимые значения того или иного параметра.
  • Быстрое создание модели. В Revit можно быстро создать элементы со сложной геометрией. Ускорения получается достичь в том числе благодаря использованию библиотечных элементов.

Одна из сложных задач, с которой пришлось столкнуться на проекте ЦКАД-4, — это моделирование съездов, меняющих свое положение в трех плоскостях, в том числе имеющих уклон на вираже.

Алексей Пелипенко
Директор по стратегическим проектам Айбим
Мнение эксперта
«Мы создавали сложные съезды в Revit c помощью «форм» и «адаптивных семейств». Это позволило в 5-7 раз сократить срок разработки. По нашей оценке, при использовании стандартного подхода и стандартных инструментов на решение задачи ушло бы 100-110 человеко-дней. В то время как мы, использовав нетиповые инструменты, потратили на ту же самую задачу 15-20 дней»

Совместная работа на основе модели

Единая информационная модель объекта стала основой для совещаний на всех этапах строительства. В совещаниях участвовали представители «Автобан» и Айбим. Участники проектной группы искали и обсуждали пространственные и временные коллизии, в том числе возникающие на месте стыковки линейного объекта и искусственных сооружений; рассматривали статус проекта и сопоставляли его с планом-графиком. Благодаря интеграции BIM-модели с другими IT-системами у участников совещаний была возможность оперативно вносить изменения в модель или план-график и сразу видеть результат этих изменений.

Важным вопросом стала синхронизация плана-графика с отводом земель под строительство. «Линейные объекты пересекают большое количество кадастровых участков, — говорит руководитель проекта Айбим Анастасия Машковская. — Поэтому большой блок наших работ был связан с отводом земель и увязкой этого процесса с общим планом-графиком. Бывает, что оформить разрешительную документацию вовремя не получается, от этого сдвигается весь график строительства. Без BIM контролировать эти процессы очень трудозатратно. На единой информационной модели наглядно отображались участки, по которым все юридические вопросы были «закрыты», и участки, работы по которым требовалось перенести на более поздний срок. Поскольку модель имеет попикетную детализацию, мы можем оценивать готовность участка к началу строительства с точностью до 100 метров».

Будущее BIM для строительства дорог

Анастасия Машковская
Руководитель проектов
Мнение эксперта
Информационное моделирование становится все более востребованной технологией при проектировании линейных объектов. Причем инициатором применения технологии становится зачастую именно заказчик строительства, как это было в случае с «Автобан». Особенно выгоден BIM для проектов, реализуемых на основе концессионных соглашений, где генподрядчик обслуживает все этапы жизненного цикла объекта. В этом случае модель позволяет наглядно отслеживать работы на всех этапах в единой среде

Основные строительно-монтажные работы на проекте ЦКАД-4 планируется завершить в 2020 году. BIM-процессы, внедренные на этом объекте, «Автобан» планирует применять и на других строительных площадках.



Айбим
Айбим — проводник на пути цифровой трансформации для строительных организаций.
Автор статьи

Вас могут заинтересовать статьи и видео

Содержание: