5D проектирование и КСП на линейно-протяженных объектах

10.08.2021
5D проектирование и КСП на линейно-протяженных объектах

Компания «Айбим» разработала и внедрила для холдинга «Автобан» технологию использования единой информационной модели линейно-протяженных объектов


5D проектирование и КСП на линейно-протяженных объектах

Технология BIM уверенно занимает свое место в проектировании зданий, но пока не очень широко распространена в инфраструктурном строительстве. Часто ее применение ограничивается 3D-моделированием и поиском коллизий на этапе проектирования. Между тем BIM – это именно информационное моделирование, комплексная технология, охватывающая не только модели объектов, но и процесс строительства, а именно график работ (4D-) и смету расходов (5D-проектирование). Компания «Айбим» разработала и внедрила для холдинга «Автобан» технологию использования единой информационной модели линейно-протяженных объектов, включающую как модели местности, линейных участков, инженерных коммуникаций и сетей, земельных участков и искусственных сооружений, так и календарно-сетевой график строительства, позволяющий эффективно задействовать ресурсы и не терять средства на вынужденных простоях.


Проблема

Холдинг «Автобан» – ключевой подрядчик Федерального дорожного агентства и ГК «Автодор», одна из трех крупнейших дорожно-строительных компаний России. Проекты холдинга – это линейно-протяженные объекты. Как правило, это дороги между городами, региональные и федеральные трассы. На свои объекты «Автобан» привлекает несколько компаний-подрядчиков, каждая из которых становится источником данных о планах и фактическом состоянии дел. Данные, предоставляемые подрядчиками, не всегда полны и точны, они передаются в разных форматах, что значительно затрудняет планирование и контроль работ.

Кроме сложности со сбором и анализом разноформатных данных от подрядчиков проблемное место при планировании строительства протяженных объектов – доступность отдельных земельных участков. Далеко не всегда планируемые сроки юридической передачи этих участков соблюдаются; несмотря на наличие графика, практически с самого начала реализации объекта строители сталкиваются с «пересортицей» – передача запланированных участков задерживается, и в то же время другие пикеты оказываются готовы к началу работ. Для оперативного планирования необходим комплексный сводный график, показывающий, как отдельные участки связаны с конкретными объемами работ. Кроме того, важно иметь возможность оперативно передавать рекомендации по изменению графика разработки проектной документации в проектный институт в соответствии с фактической передачей земельных участков.

«У холдинга «Автобан» нет проблем с доступностью материалов или техники, – говорит Кирилл Войтюк, директор по развитию «Айбим». – Но при этом часто возникают досадные накладки – несвоевременно введенные земельные участки, коллизии в части выполняемых работ на смежных участках. К примеру, утром в понедельник прораб выходит на участок и не знает, что будет делать бригада, потому что на запланированном пикете нельзя работать из-за нерешенной проблемы с передачей участка или потому что подрядчики задерживают сдачу сопряженного объекта, например, мостового сооружения и подходов к нему. Перебазировка ресурсов возможна далеко не всегда и влечет за собой высокие издержки. Для повышения эффективного использования техники необходимо организовывать работу в потоке, и эту задачу можно решить при помощи комплексного календарно-сетевого плана и информационной модели, которые учитывают ресурсы, необходимые для выполнения каждого вида работ, и ограничения».

«Раньше «Автобан» ориентировался в первую очередь на график по освоению денежных средств: работ на определенную стоимость, которые нужно было выполнить за месяц, – добавляет Анастасия Машковская, руководитель проекта «Айбим». – Эта стоимость обусловлена составом парка техники, людей, работающих на объекте, планами по закупке материалов. Но без календарно-сетевого графика трудно определить, есть ли фронт работ под эту стоимость. Можно запланировать формирование 200 кубов насыпи, но обнаружить на запланированном участке выемку. Это приводит к появлению недостоверных данных для экономического расчета бюджета и неоправданных ожиданий руководителей, оторванности от текущего, фактического процесса».

Технология BIM уверенно занимает свое место в проектировании зданий


Решение

В определенный момент руководство холдинга приняло решение отказаться от таблиц Excel как базового инструмента планирования и использовать в качестве основного источника данных программный комплекс 1С (Управление автотранспортом). В это же время началось сотрудничество холдинга с компанией «Айбим» по внедрению технологий календарно-сетевого и визуального планирования. «У сотрудников холдинга был опыт работы с 1С, они хорошо понимали, как реализовать на его базе хранение данных производственного планирования, но у этой системы нет алгоритма расчета расписания, а это значит, что данные производственных программ рассчитываются экспертно и вносятся пользователями, не исключая человеческий фактор, – говорит Анастасия Машковская. – Нашей задачей была разработка интеграционного решения, которое включало бы 1С как единственный источник всей информации, систему календарно-сетевого планирования и систему визуального планирования».

1С – это учет материальных ценностей, она отвечает за финансово-производственное и корпоративное планирование, здесь же нормативная база с единичными нормами расхода ресурсов на работу, есть интеграция с модулем учета автотранспорта, модулем выдачи наряд-заданий и модулем диспетчеризации фактически потраченного времени и машино-часов.

В качестве системы календарно-сетевого планирования была выбрана Spider Project. «Это мощный инструмент календарно-сетевого планирования, который позволяет гибко работать с большими объемами данных в комплексных графиках (рабочая документация, землеотвод, строймонтаж), – говорит Кирилл Войтюк. – Система позволяет быстро и качественно работать с графиками с использованием ресурсной модели. Кроме того, система разработана в России, она учитывает местную специфику, в частности, в ней представлены разные типы распределения ресурсов на работы».

График Spider Project состоит из четырех глобальных разделов:

  • контрольные события проекта;
  • проектно-изыскательские работы;
  • выдача рабочей документации;
  • работа по передаче земельных участков.

«Протяженный объект, например дорога в 30 км, в графике занимает 60 тысяч строк, и Spider Project содержит механизм расчета расписания, позволяющий учитывать увязанные между собой зависимости работ разных разделов, – говорит Анастасия Машковская. – Для ограничивающих факторов, например передачи земельных участков, мы выставляем атрибутивную информацию по каждому пикету, чтобы накладывать ограничения при помощи автоматически выстраиваемых связей. Пока участок не будет передан, на нем не начнутся строительно-монтажные работы».

Spider Project также позволяет учитывать производительность. Для каждого вида работ в график включаются необходимые ресурсы: машины, механизмы, люди. У каждого ресурса есть производительность – количество продукции, выраженное в объеме, которое вырабатывается за единицу времени.

«После наложения ограничений, построения технологической последовательности, учета производительности программный комплекс позволяет автоматически рассчитать оптимальное расписание выполнения работ», – продолжает Анастасия Машковская.

За визуальное планирование отвечает SYNCHRO. «Эта система позволяет наглядно увидеть весь протяженный объект, все участки, их доступность, – объясняет Кирилл Войтюк. – Это визуализация кадастровой карты с наложением на нее планируемой дороги, с автоматической привязкой к кадастровому номеру земельного участка для получения актуальной информации об отводе земель. SYNCHRO повышает эффективность анализа информации благодаря своей наглядности, которой нет в сетевой модели Spider Project».


Внедрение

«Ядро» нашего проекта – это правильно написанный набор фундаментальных методик для планирования и сбора факта, – говорит Кирилл Войтюк. – Мы провели большую работу, чтобы положить в основу IT-решения академические методики. Были разработаны подходы для работы с нормативной базой, были учтены наборы калькуляций, позволяющие на детальном уровне нормировать затраты на выполнение единичной работы по конструктиву. В систему был введен огромный объем информации, необходимой для планирования, большое внимание уделялось корректности и полноте исходных данных».

Пилотным проектом стал 9-й участок ЦКАД-4. Фактически на момент подключения специалистов «Айбим» он уже находился на стадии строительства, поэтому в основном использовался для выявления узких мест и корректировки стратегии внедрения новых технологий. Сотрудники компании осуществляли сопровождение, непосредственно присутствовали на стройплощадках, контролировали качество вводимой информации, проводили производственные совещания. «Специалисты, которые начинали работу в системе календарно-сетевого планирования, совмещали эту работу со своими основными обязанностями, – вспоминает Кирилл Войтюк. – Это было физически сложно и не всегда оперативно. Однако даже в таком режиме преимущества подхода оказались очевидны. Поэтому сейчас в холдинге появилось управление информационного и визуального моделирования, основной задачей которой стало сопровождение календарно-сетевого графика объектов и создание центра компетенций внутри компании, а в строительных управлениях выделена роль планировщика. Проект получил свое развитие и уже находится в режиме промышленной эксплуатации на объекте Тольятти».


Результат

Внедрение календарно-сетевого графика повышает точность планирования, позволяет назначать оптимальные сроки выполнения работ, эффективнее распределять ресурсы, снизить затраты по всему объекту, избавиться от необоснованных ожиданий. Холдинг «Автобан» отмечает, что внедрение календарно-сетевого планирования повысило показатель выработки на единицу техники на 30%. Машины, находящиеся в лизинге, не простаивают, и для выполнения одного и того же объема работ их стало требоваться меньше. «Однако надо учитывать, что это комплексный результат, – уточняет Кирилл Войтюк, – он достигнут не только планированием, но и перестройкой процессов внутри холдинга, который качественно выстроил внутренний учет. При этом протяженные объекты инфраструктуры очень дороги, речь идет о миллиардах рублей, поэтому повышение эффективности даже на половину процента экономически значимо».

«Важно, чтобы руководители, начальники участков, контролируя план-факт, использовали данные из единой системы и доверяли ей, – добавляет Кирилл Войтюк. – А для этого информационные технологии и BIM должны быть глубоко интегрированы во все внутренние процессы компании».


НОВОСТИ



Все новости

МЕРОПРИЯТИЯ



Все мероприятия


ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ



Все видео

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ



Хотите заказать консультацию или решение?

Заполните, пожалуйста, форму, и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время:

Имя*:


Компания*:


Телефон*:


Email*:


Ваш вопрос:




© 2021 Айбим