Проблемы цифровизации строительной отрасли. Предпосылки возникновения ИМС

12.07.2024
Автор: 
Дмитрий Смирнов
497
Поделиться материалом

У методологии информационного менеджмента в строительстве (ИМС) было много предпосылок появления. Но нам достаточно рассмотреть две, чтобы создать правильный контекст и позиционировать в нем ИМС.

В начале XXI века цифровые технологии бурно развиваются. Во многих отраслях экономики начинается цифровизация, выступающая драйвером роста эффективности организаций. Все отрасли активно идут по пути цифровой трансформации. Кроме двух: строительной и сельского хозяйства.

Чтобы понять, почему строительная отрасль занимает нижние строчки во всех оценочных «цифровых» рейтингах, нужно ответить на два вопроса:

  1. Почему информация в строительной отрасли плохо поддается оцифровке?
  2. Почему внедрение новых технологий – долгий и болезненный процесс?

Сложности в оцифровке информации

В строительной отрасли очень много неструктурированной информации (плоские чертежи, документы, фотографии, видеоролики). Бумажные и цифровые документы в разных форматах разбросаны по многим вовлеченным в строительство сторонам, их шкафам, этажам, локациям, компьютерам, серверам.

Решением может стать внедрение структурированных форм представления информации. Именно это позволит работать с информацией эффективно в цифровом пространстве: создавать, хранить, обмениваться, искать, использовать.

На помощь придут BIM-технологии, где геометрическую информацию и ассоциированные с ней атрибутивные данные представляют в виде объектно-пространственных цифровых моделей.

Сложности внедрения новых технологий

Представьте, что мы отправим в Лондон начала ХХ-го века современную гоночную машину. В городе в тот момент уже ездили автомобили, но не было правил дорожного движения. Мощность нашей машины в общем потоке была бы ограничена скоростью первых автомобилей и гужевых повозок.

Или другой пример. Древние египтяне умели строить. Но они не смогли бы использовать современный экскаватор (даже с водителем), потому что у них не было понимания, как управлять экскаватором в рамках общего управления строительным проектом. Не было у них отдела механизации и обученных людей, которые бы понимали, как воспользоваться ресурсом.

Что нужно, чтобы цифровизация, цифровая трансформация, внедрение BIM/ТИМ были успешными?

Нужно создать «правила дорожного движения» для людей, которые используют цифровые технологии в совместной деятельности. Таким «ПДД» стала методология информационного менеджмента в строительстве (на основе ИСО 19650).

Что такое ИМС и зачем он нужен?

Одно из препятствий к цифровизации отрасли – отсутствие понятного процесса управления информацией в совместной деятельности людей.

Чтобы решить эту проблему, мы создали специальную дисциплину, которая соединила информационный менеджмент, практики управления организацией, строительными проектами и уже построенными объектами. При этом учли специфику представления информации об активах.

У нас получился информационный менеджмент в строительстве, сокращенно ИМС. Определение ИМС состоит из 3 частей:

  1. Это процесс управления совместным производством информационной модели, состоящей из разных цифровых форм (графических моделей, данных об активе, документации).
  2. Цель процесса – повышать эффективность управления организацией, деятельность которой связана с активами в виде зданий, сооружений, линейных объектов и территорий (то есть их создание, использование, эксплуатация).
  3. Для достижения целей процесса применяются технологии информационного производства (термин более широкий, чем технологии информационного моделирования).
ИМС не отменяет управление проектом и эксплуатацию объекта, а дополняет любые управленческие практики, усиливая их эффективность.

ИМС не является панацеей: если управленческая деятельность организована плохо, то никакой ИМС (как и любые цифровые технологии) проблему не решат. Организация должна понимать, каким образом она хочет достигнуть своих целей, а ИМС с применением соответствующих технологических инструментов – лишь помощник в этом.

С ИМС связаны две основные компетенции:

  • Производственная. Умение работать с конкретными технологиями, создавая цифровое представление об активе: в 3D-моделях, в базах данных (спецификация в экселе – это тоже база данных), в различной документации.
  • Управленческая. ИМС-компетенция: умение организовать процесс управления информацией в совместной деятельности разных сторон.
Практика Айбим
Метафорично можно описать ИМС, сравнив его с функцией МТО (материально-технического обеспечения): 

Организация, собирает заявки от всех заинтересованных лиц и понимая, какие материалы ей нужны для осуществления проекта, размещает заказ на их производство и поставку. Материалы по готовности принимаются заказчиком, помещаются на склад, откуда потом используются в соответствии с потребностями.

Если вместо «материалы» вы поставите «цифровая информация», а вместо «склад» – «информационную модель», получится ИМС.

Метафора дает лишь примерное представление об ИМС: чтобы управлять информацией на системном уровне и с пользой для организации, требуются новые, специфические функции у участников деятельности, разработка новых процессов и создание новых документов.
Узнать об основных принципах и концепциях ИМС можно, прочитав нашу книгу «ПопИМС».

                    
Дмитрий Смирнов
Директор по методологии ИМС
Автор статьи

Вас могут заинтересовать статьи и видео

Содержание: