BIM в инфраструктуре: реалии 2022 года

02.06.2022
Автор: Дамир Ильясов
1086
Поделиться материалом

В прошлом году о BIM заговорили на государственном уровне. Было выпущено постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2021 г. № 331, согласно которому с 1 января 2022 года формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства обязательно для контрактов с государственным участием. Правила формирования и состав материалов, включаемых в информационную модель, определяются в постановлении Правительства РФ от 15.09.2020 № 1431.

Но весной 2022 года на фоне массового ухода с российского рынка зарубежных разработчиков программного обеспечения для BIM многие отечественные компании выступили за внесение изменений в постановление № 1431. В частности, предложили отменить обязательное формирование трехмерной информационной модели, оставив это на усмотрение государственного заказчика.

Независимо от того, будут ли эти изменения приняты или нет, рано или поздно BIM-моделирование в строительстве станет обязательным и привычным. Слишком много работы проделано, чтобы менять намеченный курс и отказываться от мировых тенденций.

Криница_В4_8к.jpg

Отечественные аналоги ПО для BIM-моделирования

Методы проектирования и моделирования инфраструктурных объектов и, соответственно, ПО для таких объектов сильно отличаются от тех, которые принято использовать в промышленном и гражданском строительстве. Инфраструктурные САПР существуют на грани с ГИС, поэтому почти всегда разработчики специализированного ПО для автомобильных дорог также занимаются и ГИС.

Стоит отметить, что программы для BIM-моделирования и проектирования объектов инфраструктуры, а именно автомобильных дорог, в России развиваются достаточно давно, но с инженерными коммуникациями картина иная. Полноценные отечественные программные продукты для их проектирования только начали появляться, и спрос на такие решения до недавнего времени был небольшим. Тем не менее все те же компании, которые разрабатывают ПО для автомобильных дорог, сейчас движутся и в этом направлении.

Мы расскажем о российских программных продуктах, способных полностью или частично заменить привычные для многих зарубежные программы. Некоторые из них уже можно использовать вместо продуктов Autodesk в области инженерных изысканий, проектирования автомобильных дорог, генерального плана, железных дорог. Заменить Civil 3D для инженерных сетей еще не получится, хотя в части решений определенный функционал уже имеется. Полного аналога Infraworks для концептуального проектирования и фотореалистичной визуализации тоже пока нет.

В области моделирования мостовых сооружений у российских программистов отсутствуют разработки, хотя и зарубежных решений немного: OpenBridge от Bentley и Allplan Bridge от Nemetschek. В этих целях использовалось в основном неспециализированное ПО, например, Revit, Tekla Structures, поэтому для отечественного рынка оптимальным решением может стать применение их аналогов.

Кредо Дороги

«Кредо-Диалог» дольше всех из рассматриваемых компаний работает на рынке САПР для автомобильных дорог в СНГ. В линейке представлен широкий спектр продуктов, позволяющих реализовать:

  • обработку данных геодезических изысканий, в том числе лазерного сканирования и фотограмметрии,
  • обработку данных геологических изысканий,
  • гидрологические расчеты,
  • проектирование автомобильных дорог и генерального плана,
  • маркшейдерию и горные работы,
  • ведение крупномасштабных топографических планов.

Отличительные особенности:

  • разнообразие продуктов для инженерных изысканий, в особенности для лазерного сканирования и фотограмметрии,
  • наличие ПО для маркшейдерии и горных работ.

Компания «Кредо-Диалог» начала развивать направление и внешних инженерных сетей, однако полноценно заменить Civil 3D пока не представляется возможным.

Топоматик Robur – Автомобильные дороги

С помощью продуктов научно-производственной фирмы «Топоматик» можно реализовать:

  • обработку данных геодезических и геологических изысканий,
  • проектирование автомобильных дорог и генерального плана,
  • проектирование железных дорог,
  • проектирование некоторых видов внешних инженерных сетей.

Отличительные особенности:

  • развитый функционал для инженерных сетей,
  • функционал для железных дорог.

В «Топоматик» ведется работа над созданием открытого обменного формата для инфраструктурных объектов.

IndorCad/Road

«ИндорСофт» – первая из российских компаний, которая начала движение в области BIM. Ее продукты позволяют реализовать:

  • обработку данных геодезических и геологических изысканий,
  • проектирование автомобильных дорог и генерального плана,
  • проектирование некоторых видов внешних инженерных сетей,
  • эксплуатацию автомобильных дорог с помощью специализированной ГИС.

Отличительные особенности:

  • ГИС для эксплуатации автомобильных дорог,
  • гибкость в работе с IFC,
  • интеграция с программным комплексом для разработки сметной документации АВС.

Анастасия Машковская
Руководитель проектов
Мнение эксперта
В ближайшее время отечественным разработчикам предстоит доработать в своих продуктах функционал, заложенный в заграничном ПО. Делать выводы о том, как совокупность всех факторов скажется на темпах цифровизации строительства, пока рано. Но в любом случае компаниям придется адаптироваться к новым условиям и выстраивать процессы с использованием российских разработок.
Помимо вопросов BIM-моделирования актуальны задачи, связанные с цифровизацией других процессов в инфраструктурных организациях. У нас есть удачный опыт внедрения собственных разработок: Larix.EST — для автоматизации формирования ведомостей объемов работ, Larix.Contract и Larix.Tender — для контроля подрядчиков и проведения тендеров, Plan-R — для календарно-сетевого планирования и управления проектом.

О последних трендах и тенденциях применения BIM читайте в нашей статье BIM в России: реалии 2023

Дамир Ильясов
BIM-менеджер
Автор статьи

Вас могут заинтересовать статьи и видео

Содержание: