Законы и «цифровая стройка»: что изменилось в 2024 году

01.10.2024
Автор: Андрей Андреев
1
Поделиться материалом
В прошлом году мы уже говорили о том, как правительство регулирует «цифровую стройку». Посмотрим, какие шаги оно предпринимает сейчас.

В марте 2021 года Правительство России определило кто, в каких случаях и в какие сроки должен предоставлять информационную модель объекта, а в майском постановлении № 614 текущего года утвердило состав входящих в нее сведений, документов и материалов. 

При этом термин «информационная модель» пока существует лишь на уровне нормативных документов, поскольку до сих пор нет утвержденных требований, регламентов и методик ее формирования и ведения. 

В июле Минстрой опубликовал проекты приказов с правилами ведения информационной модели. В среде профессионалов они вызвали бурную дискуссию. Специалисты отмечают, что приказы, постановления и стандарты противоречат друг другу, и беспокоятся о том, насколько реально воплотить некоторые предложенные идеи в жизнь.

Формирование и ведение ИМ или ЦИМ

По нормативным документам, для строительства и контроля качества работ следует формировать информационную модель (ИМ ОКС), а после фактического их выполнения — вести цифровую информационную модель (ЦИМ) в форме электронных документов, представленных в цифровом объектно-пространственном виде.

Раньше в проектной, рабочей и исполнительной документации цифровая информационная модель была не нужна, если проектировщики ее не разрабатывали. Теперь же предполагается, что ее создание станет обязательным в любом случае. При этом у одного объекта не может быть несколько ЦИМ, поэтому завершение проектно-изыскательских работ, проектирования и экспертизы не означает, что ЦИМ окончательно сформирована. 

Подрядчики, которым нельзя начинать работу без необходимой документации, справедливо интересуются, как модель поможет с ее подготовкой и кто будет платить за формирование ЦИМ? А кто будет вести информационную модель (то есть вносить в нее изменения) после выполненных строительно-монтажных работ, если в штате нет таких специалистов?

Более того, строители зачастую сами не до конца понимают, в чем отличие цифровой информационной модели от информационной модели объекта и зачем вообще они нужны.

Терминология и практика ИМ

Сейчас в правовом поле нет единых, обобщающих требований к использованию технологии информационного моделирования (ТИМ) на стройке. Например, в одних официальных документах упоминается 4D ЦИМ, а в других такой термин в принципе отсутствует. 

При этом определенные движения в сторону унификации все же есть. В новых предварительных стандартах, которые начинают действовать в 2024 году, появилось достаточно большое число терминов и определений, которые используются в ТИМ на практике, и это хорошая тенденция. Однако часть из них следует применять с оглядкой на документы более высокой юридической силы — постановления, распоряжения и ведомственные приказы. Одновременно с этим нужно выполнять требования сводов правил, в которых содержатся несколько другие понятия. Все это порождает массу вопросов. 

Читаем в Своде правил 331

4D (термины-синонимы «4D-моделирование» и «4D-планирование»): модель, разработанная посредством добавления в пространственную 3D-модель временнόго измерения.

Чтобы добавить временное измерение в 3D-модель, понадобится специализированное ПО, и этим занимается не проектировщик. Подрядчик в таком ПО тоже не работает. Следовательно, если заказчику нужно создать 4D-модель, ему придется решать эту задачу за свой счет, так как нет правовых оснований предъявлять излишние требования к подрядной организации. 

По договору подрядчик может обязаться использовать информационную модель для формирования отчетной и исполнительной документации. Но никто не помешает ему, в соответствии с постановлением № 614, предоставить заказчику просто набор электронных документов, подписанных ЭЦП. Вместе с актами выполненных работ он может направить эти документы для согласований и оплаты. Формально подрядчик исполнит принятые обязательства, и к нему сложно будет придраться.

Что делать?

Рынок находит компромиссы во взаимодействии между заказчиками и подрядчиками даже в таких непростых условиях. Однако еще есть, куда расти и к чему стремиться.

  • Нормативно-правовые акты и нормативно-техническая база по ТИМ требуют доработки и взаимной согласованности между собой. Отсутствие единства затрудняет взаимодействие участников стройки.
  • Действующие нормативные документы по техническому регулированию и применению ТИМ не в полном объеме закрывают потребности в сфере строительства. Нужно продолжать работу в этом направлении.
  • Существует заметная разница в том, как используются возможности ТИМ на этапах проектирования и строительства. При таких условиях следует развивать компетенции исполнителей в строительных организациях. Речь идет про умение проектировщиков разрабатывать ЦИМ и цифровой ПОС (проект организации строительства). Это позволит решить проблемы строителей, автоматизировать разработку цифровых ППР и работу с формированием и ведением исполнительной ЦИМ.

Решение этих задач ускорит внедрение новых цифровых технологий в строительство, что значительно повысит эффективность контроля и качество строительных работ.

Читайте также наши статьи про Исполнительную документацию и Влияние технологий информационного моделирования на компанию

Сокращения

  • ТИМ – технология информационного моделирования
  • ПП – Постановление Правительства РФ
  • ПИР – проектно-изыскательские работы
  • ИМ - информационная модель объекта
  • ЦИМ – цифровая информационная модель
  • СМР – строительно-монтажные работы
  • ППР – проект производства работ
  • ЭЦП – электронная цифровая подпись
  • СОД – среда общих данных
  • ИСП – инвестиционно-строительный проект
  • ПО – программное обеспечение
  • НПА – нормативно-правовые акты
  • НТД – нормативно-техническая документация
  • ПОС – проект организации строительства
  • ПД/РД – проектная/рабочая документация

Нормативные документы

Постановление Правительства № 331 от 05.03.21 «Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или)лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства».

Постановление Правительства № 614 от 17.05.24 «Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов».

ГОСТ Р 10.00.0000—2021 «Единая система информационного моделирования. Основные положения».

Предварительный национальный стандарт ПНСТ 909–2024 «Требование к цифровым информационным моделям объектов непроизводственного назначения. Часть 1. Жилые здания» вступил в силу с 1 февраля 2024 года.

Свод правил СП 333.1325800.2020 «Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла».

Свод правил СП 471.1325800.2019 «Информационное моделирование в строительстве. Контроль качества производства строительных работ».

Приказ Минстроя № 344/пр от 16.05.2023. О составе порядке ведения исполнительной документации.

Предварительный национальный стандарт ПНСТ 923–2024 «ЕСИМ. Термины и определения» вступил в силу с 1 августа 2024 года.

Свод правил СП 331.1325800.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила обмена между информационными моделями объектов и моделями, используемыми в программных комплексах».

Андрей Андреев
Главный инженер-технолог строительства
Автор статьи

Вас могут заинтересовать статьи и видео

Содержание: