Корпоративная система информационного менеджмента в строительстве (КСИМС) как часть системы управления организацией

21.11.2024
Автор: Дмитрий Смирнов
49
Поделиться материалом

Система менеджмента организации

Система менеджмента организации — это комплекс взаимосвязанных действий, посредством которых организация реализует свои долгосрочные стратегии и оперативные планы. Также система менеджмента устанавливает методы управления ресурсами: материально-техническими, трудовыми, финансовыми и нематериальными (например, информационными).

Современная система менеджмента, как правило, состоит из набора управленческих систем, каждая из которых предназначена для отдельного функционального направления. Это уменьшает сложность общего управления и повышает его качество.

Для строительных и эксплуатирующих организаций особенный интерес представляют системы менеджмента, связанные с активами в виде зданий, сооружений и территорий. В зависимости от специфики деятельности они могут использовать:

  • систему управления проектами (на основе ИСО 21500:2012)
  • систему управления активами (на основе ИСО 55000:2014)
  • систему управления объектами (на основе ИСО 41001:2018)

От того насколько тщательно все управленческие системы спроектированы и интегрированы между собой, зависит успешность деятельности организации.

Система управления информацией, связанной с активами

Ни одна система управления не будет работать качественно, если люди пользуются неактуальной, неверной или непроверенной информацией. Правильные управленческие решения возможны только на основе данных, полученных в нужной форме, с нужным содержанием и в нужное время.

Существует много отраслевых технологий (например, BIM), позволяющих оцифровывать информацию об активе и представлять ее в том виде, в каком она может приносить наибольшую пользу получателю. Полученные данные используют при выпуске документации, для инженерных и экономических расчетов в разных программах, для управления проектом и активами в соответствующих информационных системах. Но сами по себе технологии по работе с цифровой информацией не гарантируют, что их применение повысит эффективность совместной деятельности сторон. Для эффективного применения информационных технологий потребуется создать дополнительную управленческую подсистему: корпоративную систему информационного менеджмента в строительстве (КСИМС).

Создание КСИМС — ответственный и сложный внедренческий проект. Потребуется не только понять, как устроена действующая система управления организацией, но и создать специфическое методическое и технологическое окружение для новой подсистемы. А именно:

  • Распределить функции по управлению информацией между разными сторонами: то есть определить степень их ответственности и полномочия.
  • Создать процессы управления в виде взаимосвязанных действий, преобразующих «входы» (требования к информации) в «выходы» (информационный результат).
  • Создать управленческие документы в виде информационных стандартов, регламентов и методик.
  • Обеспечить технологии информационного производства и прочие ресурсы

Как основу для внедрения КСИМС рекомендуется использовать международные стандарты ISO серии 19650 «Информационный менеджмент с применением BIM». В ISO 19650 описаны принципы управления информацией на основе совместного производства и использования информационной модели (ИМ), выступающей единым, актуальным и достоверным источником данных для всех пользователей на протяжении всего жизненного цикла актива.

Этапы внедрения КСИМС

Этап 1. Оценка потребности в информации для эффективного управления активами.

Рисунок1.png

Этот этап связан с оценкой потребности в информации для эффективного управления активами или их созданием. В рамках этапа нужно:

  • произвести оценку системы менеджмента организации и информационных систем, используемых для управленческих целей
  • установить ключевые показатели эффективности (производственные, экономические, социальные), связанные с активами
  • определить потребности в информации всех заинтересованных сторон (внутренних и внешних)
На основе полученных результатов определяются требования к информационной модели, а именно:

  • информационные требования организации / по проекту / по активу
  • требования к информации для оценки эффективности активов или принятия ключевых решений по проекту
  • требования к информации с учетом ее безопасности в процессе совместного производства

Этап 2. Планирование совместного производства и использования ИМ.

Рисунок2.png

На этом этапе происходит планирование цикла управления информацией (цикла ИМС), поэтому будет нужно:
  • Описать сценарии применения информации (ИМС-сценарии) на основе информационной модели проекта (ПИМ) или актива (АИМ) для решения конкретных задач организации. Задачи определяются на первом этапе создания КСИМС.
  • Организовать цикл ИМС, направленный на совместное производство ИМ:
  • - определить ИМС-функции, которые стороны будут выполнять
    - установить ИМС-процессы, которыми они будут следовать
    - создать ИМС-документы, где это все будет описан
  • Определить процесс управления информационными контейнерами, которые будут создавать в среде общих данных (СОД) внешние контрагенты и внутренние подразделения.

В итоге создается методологическая база. На ее основе отбираются технологии для реализации КСИМС или технологии информационного производства.

Этап 3. Подбор и внедрение технологий для оцифровывания, производства и управления информацией.

Рисунок3.png

На заключительном этапе происходит внедрение технологий для оцифровывания, производства и управления информацией в соответствии с потребностями и методиками, определенными ранее. В этой части проекта нужно:
  • Подобрать и внедрить программное обеспечение для создания, координации и проверки информационных контейнеров (САПР-программы, BIM-программы, расчетное ПО, планировщики и др.)
  • Установить СОД-систему для совместного производства и использования информационной модели
  • Интегрировать СОД с корпоративными и внешними информационными системами.

Результат внедрения КСИМС

  1. Повышение эффективности системы управления за счет того, что для принятия решений используется актуальная, точная и вовремя подготовленная информация.
  2. Повышение производительности совместной деятельности, связанной с активами, за счет взаимодействия в единой среде общих данных, в которой производится и хранится информационная модель (ИМ) актива или проекта.
  3. Повышение качества оценки использования активов или реализации проекта по ключевым показателям эффективности на основе ИМ.
  4. Обоснованные и понятные инвестиции на приобретение и внедрение технологий информационного производства в соответствии с целями и задачами организации.

Читайте также нашу статью «Какая информация требуется организациям». Купить книгу по информационному менеджменту в строительстве можно на сайте.

					
                    
Дмитрий Смирнов
Руководитель отдела информационного менеджмента (ИМС)
Автор статьи

Вас могут заинтересовать статьи и видео

Содержание: