Система менеджмента организации
Система менеджмента организации — это комплекс взаимосвязанных действий, посредством которых организация реализует свои долгосрочные стратегии и оперативные планы. Также система менеджмента устанавливает методы управления ресурсами: материально-техническими, трудовыми, финансовыми и нематериальными (например, информационными).
Современная система менеджмента, как правило, состоит из набора управленческих систем, каждая из которых предназначена для отдельного функционального направления. Это уменьшает сложность общего управления и повышает его качество.
Для строительных и эксплуатирующих организаций особенный интерес представляют системы менеджмента, связанные с активами в виде зданий, сооружений и территорий. В зависимости от специфики деятельности они могут использовать:
- систему управления проектами (на основе ИСО 21500:2012)
- систему управления активами (на основе ИСО 55000:2014)
- систему управления объектами (на основе ИСО 41001:2018)
От того насколько тщательно все управленческие системы спроектированы и интегрированы между собой, зависит успешность деятельности организации.
Система управления информацией, связанной с активами
Ни одна система управления не будет работать качественно, если люди пользуются неактуальной, неверной или непроверенной информацией. Правильные управленческие решения возможны только на основе данных, полученных в нужной форме, с нужным содержанием и в нужное время.
Существует много отраслевых технологий (например, BIM), позволяющих оцифровывать информацию об активе и представлять ее в том виде, в каком она может приносить наибольшую пользу получателю. Полученные данные используют при выпуске документации, для инженерных и экономических расчетов в разных программах, для управления проектом и активами в соответствующих информационных системах. Но сами по себе технологии по работе с цифровой информацией не гарантируют, что их применение повысит эффективность совместной деятельности сторон. Для эффективного применения информационных технологий потребуется создать дополнительную управленческую подсистему: корпоративную систему информационного менеджмента в строительстве (КСИМС).Создание КСИМС — ответственный и сложный внедренческий проект. Потребуется не только понять, как устроена действующая система управления организацией, но и создать специфическое методическое и технологическое окружение для новой подсистемы. А именно:
- Распределить функции по управлению информацией между разными сторонами: то есть определить степень их ответственности и полномочия.
- Создать процессы управления в виде взаимосвязанных действий, преобразующих «входы» (требования к информации) в «выходы» (информационный результат).
- Создать управленческие документы в виде информационных стандартов, регламентов и методик.
- Обеспечить технологии информационного производства и прочие ресурсы
Как основу для внедрения КСИМС рекомендуется использовать международные стандарты ISO серии 19650 «Информационный менеджмент с применением BIM». В ISO 19650 описаны принципы управления информацией на основе совместного производства и использования информационной модели (ИМ), выступающей единым, актуальным и достоверным источником данных для всех пользователей на протяжении всего жизненного цикла актива.
Этапы внедрения КСИМС
Этап 1. Оценка потребности в информации для эффективного управления активами.
Этот этап связан с оценкой потребности в информации для эффективного управления активами или их созданием. В рамках этапа нужно:
- произвести оценку системы менеджмента организации и информационных систем, используемых для управленческих целей
- установить ключевые показатели эффективности (производственные, экономические, социальные), связанные с активами
- определить потребности в информации всех заинтересованных сторон (внутренних и внешних)
- информационные требования организации / по проекту / по активу
- требования к информации для оценки эффективности активов или принятия ключевых решений по проекту
- требования к информации с учетом ее безопасности в процессе совместного производства
Этап 2. Планирование совместного производства и использования ИМ.
На этом этапе происходит планирование цикла управления информацией (цикла ИМС), поэтому будет нужно:
- Описать сценарии применения информации (ИМС-сценарии) на основе информационной модели проекта (ПИМ) или актива (АИМ) для решения конкретных задач организации. Задачи определяются на первом этапе создания КСИМС.
- Организовать цикл ИМС, направленный на совместное производство ИМ: - определить ИМС-функции, которые стороны будут выполнять
- Определить процесс управления информационными контейнерами, которые будут создавать в среде общих данных (СОД) внешние контрагенты и внутренние подразделения.
- установить ИМС-процессы, которыми они будут следовать
- создать ИМС-документы, где это все будет описан
В итоге создается методологическая база. На ее основе отбираются технологии для реализации КСИМС или технологии информационного производства.
Этап 3. Подбор и внедрение технологий для оцифровывания, производства и управления информацией.
На заключительном этапе происходит внедрение технологий для оцифровывания, производства и управления информацией в соответствии с потребностями и методиками, определенными ранее. В этой части проекта нужно:
- Подобрать и внедрить программное обеспечение для создания, координации и проверки информационных контейнеров (САПР-программы, BIM-программы, расчетное ПО, планировщики и др.)
- Установить СОД-систему для совместного производства и использования информационной модели
- Интегрировать СОД с корпоративными и внешними информационными системами.
Результат внедрения КСИМС
- Повышение эффективности системы управления за счет того, что для принятия решений используется актуальная, точная и вовремя подготовленная информация.
- Повышение производительности совместной деятельности, связанной с активами, за счет взаимодействия в единой среде общих данных, в которой производится и хранится информационная модель (ИМ) актива или проекта.
- Повышение качества оценки использования активов или реализации проекта по ключевым показателям эффективности на основе ИМ.
- Обоснованные и понятные инвестиции на приобретение и внедрение технологий информационного производства в соответствии с целями и задачами организации.
Читайте также нашу статью «Какая информация требуется организациям». Купить книгу по информационному менеджменту в строительстве можно на сайте.