Государственные и корпоративные справочники видов работ

17.11.2023
Автор: Мария Головашкина
430
Поделиться материалом

Различия государственных и корпоративных справочников

В статье под справочником видов работ мы подразумеваем перечень данных о видах работ, ресурсах, относящихся к определённым технологическим и производственным процессам. Зачастую справочник имеет иерархическую структуру и содержит информацию от укрупненных до более частных элементов.
Справочники бывают государственные (ФЕР, ТЕР, ГЭСН, ОЭСН и т.д.) и корпоративные. Они используются для формирования смет, бюджетов и закупочных ведомостей материалов. При этом с помощью корпоративных справочников можно создавать графики производства работ и тендерные ведомости. Также их используют для автоматизации оценки стоимости.
Практика Айбим

Многие организации применяют метод «Расчета под проект», не прибегая к справочникам. Чаще всего такие компании не заинтересованы в систематическом и массовом строительстве и не хотят тратить ресурсы на создание или адаптацию справочников. Проекты реализуются «ситуативно»: данные предоставляют подрядчики, либо под каждый конкретный случай готовится свой набор работ, расценок и объемов.

По нашему опыту большинство организаций прибегают к государственным базам из-за их доступности и относительно понятной и привычной структуры. Но это влечет за собой ряд сложностей.
Например:
1. Цены в государственных расценках усредненные и не всегда соответствуют реальным затратам.
2. Сметы более детализированы в сравнении с моделью: не все нужные для расчета характеристики можно заложить в модель на стадии проектирования.
3. Обычно сметы создаются на основе ведомости работ от проектировщиков, их детализация не всегда применима для планирования и оценки стоимости. 
4. Применение расценок имеет множество вариантов, нет единого стандарта моделирования элементов и заполнения параметров.

Поэтому компании все чаще создают собственные корпоративные базы, адаптированные непосредственно под специфику своей работы.

Преимущества корпоративных справочников

Хотя на создание корпоративных справочников уходит время, преимущества оказываются более весомыми: 
1. Расчет объемов для большей части расценок автоматизирован.
2. Нормы времени и расходы ресурсов приближены к реальным условиям производства строительно-монтажных работ (СМР).     
3. Есть полный перечень расценок с возможностью дальнейшей актуализации. 
4. Введены единые термины для всех стадий жизненного цикла объекта.
5. Фиксировано сопоставление расценок по бюджетным статьям затрат.  

В зависимости от задач расчета объемов и стоимостей виды работ могут быть как укрупненными, так и калькулируемыми.  

Детализация корпоративного справочника

Что влияет на детализацию справочников?

• Стадия проекта (концепция, проектная документация – ПД, техническая документация – ТД, рабочая документация – РД);
• Необходимость расчета ресурсов по проекту (зависит от целей и задач заказчика);     
• Цель применения расчетов; 
• Необходимость связи видов работ и статей затрат.  
Ключевой момент, влияющий на детализацию справочника, – стадия проекта, для которой выполняется расчет объемов и стоимости. Можно выделить 3 основных этапа:
• Концепция (предпроект) – укрупненный срез данных;
• Проектная документация – более детализированный справочник;
• Рабочая документация – ресурсная детализация.

Вторым немаловажным фактором является цель применения справочника. Важно определить на этапе разработки корпоративного справочника, как будут использоваться результаты расчета объемов и стоимости по проекту.

На основании корпоративных справочников формируются ведомости объемов работ. Также в процессе автоматизированного расчета можно подготовить ведомости материально-технических ресурсов, графики производства работ, локальные сметы по разделам проекта, укрупненные расчеты затрат в соответствии с бюджетными статьями. 

Структура.png
Практика Айбим
Для создания полного набора требований к справочнику важно на этапе его разработки подключить к этому процессу все отделы, которые в дальнейшем будут пользоваться результатами расчетов на основе справочника.
Время подготовки автоматизированной версии справочника и продолжительность дальнейших расчетов зависит от степени детализации справочника. Обычно этот процесс занимает от одного месяца.

Требования при создании корпоративного справочника

Что нужно заказчику от корпоративного справочника видов работ?  
1) Возможность оценивать затраты на реализацию проекта на любом этапе 
2) Получение инструмента для анализа и структурирования данных. Иначе большое количество разрозненной информации приводит к появлению ошибок в процессе проектирования и строительства по вине человеческого фактора.
3) Прозрачность данных

требование.png
Для автоматизации работы с корпоративными справочниками мы используем собственную разработку - Larix.CDB. Этот программный продукт создан для хранения и ведения справочников работ и ресурсов. С его помощью можно объединить государственные и корпоративные базы, своевременно обновлять цены, детализировать данные по видам работ и затратам, а также вносить сведения для учета рисков. Почитать подробнее про Larix.CDB, задать вопросы и оставить заявку на тестирование можно на сайте.

Читайте также нашу статью Справочники строительных цен – какие бывают и что использовать для составления сметы


Мария Головашкина
руководитель группы оценки стоимости
Автор статьи

Вас могут заинтересовать статьи и видео

Содержание: