Акт выполненных строительно-монтажных работ: как правильно оформить отчетность

02.06.2023
Автор: Екатерина Ермолаева
1903
Поделиться материалом

Договор, содержащий сведения о выполненных работах, облегчает взаимодействие между подрядчиком и заказчиком. Подписав его, стороны фиксируют факт совершения сделки. Подрядчик подтверждает выполнение договорных обязательств, а заказчик – отсутствие претензий к объему и качеству работ.

Составление такого акта – законодательно установленная процедура сдачи–приемки работ при предоставлении услуг строительного подряда.

Для чего необходим акт выполненных работ

Подрядчик составляет акт после завершения строительно-монтажных работ (СМР). Он необходим как для отчетности перед заказчиком, так и для формирования платежных документов. На основании акта подрядчик отражает в бухучете выручку от реализации работ, а заказчик признает расходы на строительство.

В документе должно быть указано, что СМР выполнены в полном объеме и должном качестве. Это необходимо, чтобы исключить претензии к исполнителю со стороны заказчика. В случае возникновения разногласий акт выступает доказательным документом в суде. Отсутствие акта о приемке может повлечь штрафные санкции со стороны контролирующих органов.

Регулирование составления акта выполненных работ СМР

Согласно Федеральному закону N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», акт выполненных работ относится к первичной документации.

В статье 753 ГК РФ («Сдача и приемка работ») указано, что он должен быть подписан заказчиком и подрядчиком. Если одна из сторон уклоняется от подписания, в акте ставится соответствующая отметка.

Перечень и формат документов, подтверждающих факт сдачи работ, закрепляется в условиях договора между заказчиком и исполнителем.

Оформление акта выполненных строительных работ

В законодательстве РФ нет строго установленного образца документа. Для учета строительно-монтажных работ обычно применяют стандартные формы КС-2 и КС-3, утвержденные Постановлением Госкомстата от 11.11.1999 г. № 100. Также допускается использование шаблонов, принятых в компании подрядчика.

Вне зависимости от оформления акт выполненных работ должен содержать:

  • Сведения об основном договоре, к которому прилагается документ.
  • Порядковый номер с датой составления акта и периодом отчетности.
  • Перечень работ с указанием объемов и стоимости.
  • Сроки выполнения условий договора по каждому пункту.
  • Реквизиты заказчика и подрядчика для оплаты.
  • Сведения об ответственных лицах с подписями и печатями сторон.

Очень важно перечислить все проведенные работы и отметить их полное соответствие смете.

Скачать примеры форм КС-2 и КС-3

Файл автоматически
откроется

Нажимая на кнопку “Скачать” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Согласование и подписание акта выполненных СМР

Помимо основной информации в документе указывают способ, с помощью которого заказчик проверит объем и качество представленных работ или услуг, а также прописывают дату сдачи объекта. Если представитель заказчика выявил нарушения исполнения договора, он составляет «Акт о недостатках выполненных работ», где отмечает все претензии.

После устранения замечаний подрядчик составляет новый акт выполненных работ и направляет заказчику уведомление о необходимости повторной проверки. Подписав документ, стороны подтверждают факт сделки.

Если заказчик уклоняется от приемки работ без существенных на то оснований, подрядчик имеет право обратиться в суд, предоставив в качестве доказательства составленный акт.

Учет выполненных работ без погрешностей

Алексей Пелипенко
Директор по стратегическим проектам Айбим
Мнение эксперта
Продвинутое программное обеспечение позволяет минимизировать риски бизнеса, сократить сроки обработки информации и формировать отчетность в несколько кликов.

Мы для этого используем Larix.Contract – облачное web-решение для эффективного взаимодействия заказчика и подрядчиков строительства. Платформа позволяет отслеживать выполнение плановых показателей, контролировать работу подрядчиков, быстро корректировать документы и закрывать акты.


Еще один продукт Айбим – Larix.Tender – предназначен для автоматизации поиска подрядчиков через тендеры. С его помощью заказчик упрощает организацию и проведение торгов, исключает ошибки в расчетах и выбирает оптимального исполнителя с хорошей репутацией.


Екатерина Ермолаева
Инженер-сметчик
Автор статьи

Вас могут заинтересовать статьи и видео

Содержание: